Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Проводится однократно, результаты используются для:
— обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
— установления предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций для сотрудников;
— проведения предварительных и периодических медосмотров;
— установления дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ;
— расчета скидки (надбавки) к страховому тарифу взносов на «травматизм»
— подготовки статистической отчетности об условиях труда.
Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется
Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Основные этапы проведения:
— созыв специальной комиссии;
— утверждение графика спецоценки;
— утверждение перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке;
— наем специализированной организации;
— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
— исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
— подведение итогов спецоценки;
— ознакомление сотрудников с результатами спецоценки;
— размещение информации о спецоценке на официальном сайте работодателя.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет за собой административную ответственность Статья 5.27_1 КоАП РФ, в случае если нарушение требований повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека уголовная ответственность УК РФ Статья 143.
Контакты: 8 (3902) 30-53-19, analitik_ot@mail.ru
Дополнительный 8 (913) 052-75-54, sirius97@narod.ru
Система управления охраной труда (СУОТ) — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (статья 214, 217 ТК РФ).
Работодатель должен создать, внедрить и обеспечить функционирование системы управления охраной труда в организации, разработать локальные нормативные акты, определяющие порядок функционирования СУОТ, разработать меры, направленные на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, установить структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте.
СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя и представляет собой единство:
а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
В целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет за собой административную ответственность Статья 5.27_1 КоАП РФ, в случае если нарушение требований повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека уголовная ответственность УК РФ Статья 143.
Контакты: 8 (3902) 30-53-19, analitik_ot@mail.ru
Дополнительный 8 (913) 052-75-54, sirius97@narod.ru
Трудовой кодекс обязывает работодателя к систематическому выявлению опасностей и профессиональных рисков, проводить их регулярный анализ и оценку (статья 214 ТК РФ). При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (статья 218 ТК РФ)
Профессиональные риски сопровождают любой производственный процесс, создавая для руководства организации потребность в управлении рисками, которое заключается в том, чтобы своевременно выявить угрожающие факторы, оценить степень их опасности и принять меры по устранению либо снижению потенциального вреда. В действующем законодательстве отсутствуют обязательные методики по управлению рисками, то есть, каждый руководитель может самостоятельно разработать план мероприятий, опираясь на рекомендуемые национальные стандарты.
Основные этапы процедуры оценки профессиональных рисков:
1) Идентификация угрозы
2) Определение уровня опасности
3) Разработка мероприятий или рекомендаций по устранению угрозы
В качестве руководства по выбору и применению технологий оценки риска в широком спектре задач действует национальный стандарт ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска. Приказом Минтруда России от 28.12.2021 № 926 утверждены Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков.
Оценка профессиональных рисков осуществляется на основании данных:
условия труда (физических, химических, биологических и гигиенических факторов);
технологические процессы и оборудование, которое используют работники;
существующая профессиональная заболеваемость и производственный травматизм.
Административная ответственность за несоблюдение требований в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в случае если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека уголовная ответственность УК РФ Статья 143.
Контакты: 8 (3902) 30-53-19, analitik_ot@mail.ru
Дополнительный 8 (913) 052-75-54, sirius97@narod.ru
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (статья 25) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, предусмотренные санитарными правилами. Номенклатура, объём и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда определяются в локальном акте хозяйствующего субъекта (Программе производственного контроля) с учетом характеристик производственных процессов и технологического оборудования, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье и среду обитания.
Объектами производственного контроля являются рабочие места.
Локальный акт утверждается хозяйствующим субъектом.
Производственный контроль за условиями труда осуществляется посредством проведения лабораторных исследований и измерений факторов производственной среды.
Контакты: 8 (3902) 30-53-19, analitik_ot@mail.ru
Дополнительный 8 (913) 052-75-54, sirius97@narod.ru
Хронометраж – это метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, многократно повторяющихся операций.
Проводим хронометрирование рабочего времени работников непосредственно на рабочем месте при выполнении трудовых функций, для установления фактического времени выполнения каждой технологической операции. По результатам оформляется карта хронометража.
Контакты: 8 (3902) 30-53-19, analitik_ot@mail.ru
Дополнительный 8 (913) 052-75-54, sirius97@narod.ru
Услуга включает в себя подготовку к проверке ГИТ, сопровождение при прохождении проверки, выезд на территорию хозяйствующего субъекта проведение аудита (в том числе анализ имеющейся документации, фактического выполнения требований охраны труда, при необходимости разработка пакета документов, коррекция).
Выполнение функции службы охраны труда или специалиста по охране труда для работодателя, численность работников у которого превышает 50 человек.
Контакты: 8 (3902) 30-53-19, analitik_ot@mail.ru
Дополнительный 8 (913) 052-75-54, sirius97@narod.ru