Вопрос-Ответ

В: Существует ли официально зарегистрированный реестр предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю?
О: Да, реестр предприятий подлежащих федеральному экологическому контролю, существует в каждом территориальном органе Росприроднадзора, там же можно найти план контрольно-надзорной деятельности за интересующий вас период.

В: Обязательно ли иметь паспорт на отходы?
О: Согласно ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» статьи 14 все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности.

В: Какие санкции предусмотрены, если не делать паспорта отходов?
О: Наличие паспортов отходов всегда проверяют государственные органы (Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор). За отсутствие паспорта опасного отхода Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена ответственность. При проверке деятельности, связанной с образованием и обращением отходов, контролирующие органы часто выявляют это нарушение и классифицируют отсутствие паспорта опасного отхода в соответствии со статьей 8.2 («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления»), что влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей, а на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей (или даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

В: Какие предприятия обязаны иметь проекты ПДВ, СЗЗ и ПНООЛР?
О: Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(ПНООЛР).

Проекты ПДВ обязаны иметь все предприятия и организации осуществляющие загрязнение атмосферного воздуха, т.е. имеющие собственные или арендуемые: производственные мощности, площадки, автостоянки.
Проекты обоснования размера СЗЗ обязаны иметь все предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

В: С какой целью был разработан Закон «О специальной оценке условий труда»? 
О: Специальная оценка условий труда была разработана в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Специальная оценка условий труда предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В: Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда? 
О: В соответствии со статьей 212 ТК РФ проводить специальную оценку обязаны все работодатели на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В: Как учитываются результаты специальной оценки?
О: Они учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

В: Почему специальная оценка выгодна работодателю?

О: От результатов специальной оценки будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве.
С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016 г.). Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доп. тарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка.